Специалист ОБДД, контролер и диспетчер: совмещение должностей

Зачастую организационные особенности предприятия  не позволяют назначать на эти  должности отдельных  штатных  сотрудников.  Поэтому мы расскажем, можно ли функционал данных  «транспортных специалистов» возложить на уже имеющихся в организации работников.

А для начала разберемся, кому необходимы такие специалисты:

Специалист по обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД)

Ответственное лицо за ОБДД  необходимо абсолютно всем ИП и организациям, которые эксплуатирует транспортные средства. Если такое лицо не назначено приказом руководителя, тогда автоматически им будет выступать сам руководитель. То есть, нести ответственность за всё, что связано с эксплуатацией ТС, будет тот самый руководитель.

Сразу нужно пояснить, что  ИП и организации, у которых на балансе только легковые автомобили, используемые исключительно для собственных нужд, могут назначить ответственным за ОБДД любого сотрудника по своему усмотрению, никаких особых требований соблюдать при этом нет необходимости.

Если же компания занята коммерческими  перевозками, или владеет хотя бы одним автобусом или грузовиком, то должен быть назначен специалист по ОБДД, который отвечает профессиональным и квалификационным требованиям. Об этом подробнее можно почитать здесь “В каких организациях должен быть специалист по ОБДД”, а  про обучение специалистов ОБДД – на странице “Обучение”.

Контролер технического состояния автотранспортных средств

В настоящее время контролер, соответствующий установленным требованиям, необходим организациям и ИП, которые осуществляют перевозки (как коммерческие, так и для собственных нужд). И это ответственное лицо за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств. Именно такие обязанности должны быть возложены на него.

Подробнее о контролере можно прочитать в статье: “Контролер в небольших организациях”.  А про обучение — здесь: “Обучение контролеров ТС”.

Диспетчер

Сейчас диспетчер автотранспорта не является обязательной функцией. Его необходимость не обусловлена требованиями законов, а может быть вызвана производственной необходимостью и здравым смыслом. В крупных организациях, как правило, диспетчеры есть (а иногда  и не по одному). Речь идет о тех случаях, когда реальная необходимость не просто заполнять и проверять путевую документацию, но еще и составлять маршруты, координировать работу водителей, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Для этого диспетчеру необходимо соответствующее образование.

В небольших организациях отдельные функции диспетчера  обычно выполняет бухгалтер, секретарь или офис-менеджер. Такой работник только заполняет, выдаёт, принимает путевые листы и проверяет правильность их оформления.

Но если диспетчер все-таки есть – то его желательно обучить. С подробностями можно ознакомиться  на странице “Обучение диспетчеров автотранспорта”.

Важно!

С 1 января 2021 г. действует Приказ Минтранса № 282 от 31.07.2020. В соответствии с ним к образованию и стажу диспетчера не предъявляется никаких требований. Обучение возможно по желанию работодателя для повышения квалификации работника.

Кого можно назначить на эти должности?

Если наличие специалиста обязательно, в качестве такового можно назначить только работника, который подходит под квалификационные требования, установленные в Приказе Минтранса РФ № 282.

Вот эти  требования:

Специалист по обеспечению ОБДД должен иметь:
– либо высшее образование по специальности или направлению подготовки, входящим в  группу «Техника и технологии наземного транспорта»;
– либо любое высшее образование и диплом о переподготовке  специалиста ОБДД;
– либо среднее профессиональное образование по специальностям группы «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы в области обеспечения БДД не менее 3 лет;
– либо среднее профессиональное образование по любой специальности, диплом о переподготовке  специалиста ОБДД и стаж работы в области обеспечения ОБДД не менее 3 лет;

И еще одним немаловажным и обязательным требованием выступает аттестация в УГАДН (о чем должна быть внесена запись в реестр таких специалистов).

Контролер ТС должен иметь:

– либо среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 »Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

– либо высшее по направлению подготовки, входящему в  укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;

– либо высшее по любому другому направлению подготовки плюс  переподготовку на контролера технического состояния;

– либо среднее профессиональное по специальности, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года;

– либо среднее профессиональное по любой другой специальности плюс переподготовку на контролера технического состояния, а также стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года;

– либо среднее профессиональное по профессии, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта», а также стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 3 лет;

– либо среднее профессиональное по профессии, не входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и  переподготовку на контролера технического состояния, а также стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 3 лет.

Зачастую работник имеет уже большой опыт и фактически выполняет обязанности контролера технического состояния (или диспетчера, или специалиста ОБДД). В таких случаях возникает вопрос: может ли быть учтен  этот опыт вместо профильного образования?

К нашему сожалению, ответ отрицательный. Мы подробно писали об этом в статье: “Где взять контролера?”.

Диспетчер автотранспорта. Как уже было отмечено нами выше, сейчас к нему не предъявляется никаких обязательных требований. Но многие работодатели предпочитают отправить сотрудника на повышение квалификации, поскольку реальная  работа диспетчера предполагает наличие определенных знаний и умений.

ВЕСЕННЯЯ АКЦИЯ! СКИДКА ДЛЯ ФИЗЛИЦ – 30%

выгодная весна

Весь апрель цена на дипломы для физических лиц

14 000 9800 ₽

  • контролер ТС
  • специалист по БДД
  • диспетчер
Заказать в WhatsApp

Варианты совмещения

А теперь давайте рассмотрим возможные варианты совмещения.

  1. Может ли контролер технического состояния транспортных средств совмещать должность водителя и может ли он в таком случае сам себе подписывать путевые листы? Это самый часто задаваемый нам вопрос.

На который мы даем утвердительный ответ, да, контролер технического состояния транспортных средств может совмещать должность водителя и сам себе подписывать путевой лист.

  1. Может ли один работник совмещать должности специалиста ОБДД, диспетчера и контролера?

По нашему мнению, может, законодательство не содержит прямых запретов на это.  Однако, некоторые специалисты не согласны с данным утверждением, считая это бессмысленным, так как ответственный за ОБДД должен контролировать работу диспетчера и контролёра технического состояния ТС.

  1. Может ли водитель быть контролером?

Это вопрос, схожий с первым, который нам также очень часто задают. Да, водитель вполне может быть контролером, если он подходит под установленные  квалификационные требования контролера.

  1. Может ли водитель быть специалистом ОБДД?

Ответ аналогичен предыдущему — да, может, если он подходит под соответствующие квалификационные требования.

  1. Может ли водитель быть диспетчером?

А вот тут есть определенные тонкости, на которые необходимо обратить внимание. К сожалению, не все об этом пишут или говорят.

Может ли водитель быть диспетчером

Водитель может одновременно работать диспетчером,  но только на условиях совмещения, а не совместительства!

То есть, водитель может выполнять функции диспетчера, но в рамках своего «водительского» рабочего дня. Работать  диспетчером за пределами своего рабочего времени запрещено! Это совместительство, которое подпадает под ограничения для работников транспорта (ст. 329 Трудового кодекса РФ).

  1. Может ли бухгалтер быть диспетчером?

Конечно же, может. Им может быть и секретарь, и офис-менеджер и т.д. Но, если у организации серьезный транспортный парк,  то такому работнику лучше получить специальное образование, т.е.  пройти  обучение.

О том, как правильно назначаются и оформляются  работники на эти должности, рассказываем здесь “Назначение специалиста ОБДД, контролера ТС, диспетчера”

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы!

Подписываюсь!
Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

комментария 23

  1. Подскажите, пожалуйста, может ли водитель быть диспетчером по совмещению (не по совместительству), а также контролером (по совмещению или совместительству)?

    • Контролером да, может, при наличии соответствующего образования. Диспетчером тоже может быть — но только по совмещению, не по совместительству.

  2. необходим диплом повышения квалификации специалиста по БДД, механика и контролера школьного автобуса

    • Любовь, добрый день! По специальностям контролер тех состояния автотранспортных средств (он же механик) и специалист по БДД Вы можете обучиться в нашем учебном центре. Отправьте пожалуйста скан диплома потенциального обучающегося на нашу электронную почту – info@trs72.ru и мы дадим Вам подробную консультацию по обучению

  3. Добрый день! может ли механик совмещать и диспетчера, и контролера тс?

    • Здравствуйте! Да , такое совмещение возможно, если выполнены все требования к образованию данных специалистов

    • Здравствуйте, да, может. Ограничений по этому вопросу нет.

  4. Ещё раз добрый день! Я правильно ВАС понял? В листе стажировки водитель – наставник и ответственный за БДД, может быть одно лицо, при условии что есть документы на БДД и на НАСТАВНИКА!!!!!!!! ( или документов на наставника – водителя не существует?)

    • Давайте подробнее разберем. Водитель – наставник по логике – это человек из числа водителей, обладающий определенным опытом и навыками. Конечно в идеале, чтобы было удостоверение водителя – наставника, это напрямую в законодательстве не прописано, но Транснадзор на практике смотрит этот документ.
      Как нам видится, для правомерной подписи листа стажировки одни и тем же лицом за наставника и БДДшника, это лицо нужно или устроить по совместительству водителем и специалистом по БДД и возложить по приказу функции наставника. Или если не получается устроить по совместительству хотя бы возложить по приказу функции водителя-наставника. Однако первый вариант будет вернее.

  5. Да, именно Инспекция просит стажировочный лис на водителя автобуса, а водитель вообще один в организации.

  6. Если человек обучен на ответственного по БДД, может ли он быть контролером тех. состояния ТС, или нужно еще раз обучаться на контролера ТС? Когда обучался, нам сказали, что обучение на ответственного по БДД включает контроль технического состояния ТС и действительно такой курс был. Но работодатель требует отдельные корочки на контролера ТС. Поясните пожалуйста.

    • Если образование у гражданина не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта” то тогда дополнительных «корочек» не требуется. Если же образование не ниже среднего профессионального, но не входит в укрупненную группу 23.00.00, то нужна профессиональная переподготовка, с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, подтвержденной документом о квалификации. Т.е. нужен отдельный документ («корочка») об образовании.

  7. Здравствуйте у нас в подразделении работодатель по приказу возложил на начальника караула по совмещению обязанности механика БДД и диспетчера-контролёра. В трудовом договоре и в должностной инструкции начальника караула не прописаны обязанности механика и диспетчера-контролёра. Может ли начальник караула требовать от работодателя оплату за работу по совмещению ?

    • Здравствуйте!
      Работа по совмещению подлежит оплате.
      Согласно ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет
      выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются
      работодателем с письменного согласия работника. Размер доплаты за совмещение
      устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом ее содержания
      и (или) объема (часть вторая ст. 151 ТК РФ). Поэтому для правильного оформления
      дополнительной работы необходимо составить два кадровых документа:
      – приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы;
      – соглашение сторон трудового договора.

  8. Добрый день!
    Если в этом году заканчивается срок действия диплома о профессиональной переподготовке диспетчера, то нужно ли ему обучение проходить заново?

    • Здравствуйте! Дипломы диспетчеров считаются бессрочными (в законодательстве нет требований по срокам), поэтому заново проходить обучение не нужно

  9. Добрый день! Нужна ли отметка ответственного по БДД в путевом листе?

    • Юлия, здравствуйте, нет такая отметка в путевом листе не нужна

  10. Добрый день! Нужна ли отметка ответственного по БДД на путевом листе?

    • Здравствуйте! В путевом листе отметку с разрешением выпуска на линию ставит контролер, подпись специалиста по БДД в путевом листе не требуется.

  11. Если на путевом листе есть отметка контролера тех.состояния о том, что выпуск на линию разрешен, нужна ли еще подпись механика или достаточно контролера ?

    • Здравствуйте! В путевом листе должна стоять отметка именно контролера , должность “механик” вписывать неправильно (в 2017 году механиков переименовали в контролеров)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *