Где компании взять контролера

«Где компании взять контролера, если сотрудников переобучить нельзя?» –  на днях с таким вопросом к нам обратился руководитель фирмы. Ситуация, которую он озвучил, оказалась довольно непростой.

В компании есть большой автопарк и два механика, которые в том числе выпускают  транспорт на линию, то есть выполняют обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств. Но пришла проверка, и фирме выписали штраф в 100 тысяч рублей за то, что образование сотрудников не соответствовало требованиям, предъявляемым к контролерам. Проверяющий порекомендовал как можно скорее отправить кого-то из механиков на переподготовку и получить нужные «корочки».

Проблема в том, что ни у кого из механиков нет среднего профессионального образования – только школьный аттестат, а без этого на переподготовку не возьмут. Как быть в этом случае? Увольнять этих людей и принимать новых, с образованием? Брать еще одного человека в штат? Или, может быть, можно как-то обойтись без переподготовки?

И действительно, мы уже писали про должность контролера, о его обязанностях, каким компаниям нужен, где получить корочки и т.д. (детальнее в рубрике Контролер ТС), а вот как на практике решать этот вопрос, если коллектив уже сложился – не обсуждали.

Так что сейчас разберем конкретную ситуацию, ответим на всё по порядку, и начнем с главного.

Если люди в компании уже много лет фактически работают механиками-контролерами, выпускающими на линию, но нужных дипломов нет, должны ли они всё равно проходить переподготовку или можно сделать исключение?

Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2020 г. N 282 определяет квалификационные требования к контролерам. И согласно этому приказу контролером может быть сотрудник, который:

должен иметь образование:

– или среднее профессиональное по специальности или высшее по направлению подготовки «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

– или высшее по специальности и направлению подготовки, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;

– или среднее профессиональное по любой специальности, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года;

– или среднее профессиональное по любой профессии, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 3 лет;

– или среднее профессиональное по любой другой специальности плюс диплом о профессиональной переподготовке на контролера технического состояния автотранспортных средств и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года;

– или среднее профессиональное по любой другой профессии плюс диплом о профессиональной переподготовке на контролера технического состояния автотранспортных средств и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 3 лет;

– или высшее по любой другой специальности или направлению подготовки плюс диплом о профессиональной переподготовке на контролера технического состояния автотранспортных средств, требования к стажу не предъявляются.

Если таких людей в компании нет, тогда необходимо отправлять сотрудников на обучение – переподготовку по программе «Контролер ТС». И здесь важно иметь ввиду, что переподготовка возможна только если у сотрудника уже есть базовое образование – среднее профессиональное или высшее, по любой специальности (профессии или направлению подготовки).

Исключений для работников, имеющих огромный практический опыт не предусмотрено. То есть, обучение и получение диплома о переподготовке нужно в любом случае.

Обращаем также внимание, что «выпускающий на линию» должен быть назначен приказом лицом, ответственным за выпуск транспортных средств на линию и их безопасную эксплуатацию. Кроме того, он должен знать порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный Приказом Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. N 9.

У наших механиков нет среднего профессионального образования, только школьное, и, значит, их нельзя послать на переподготовку. Можно ли их уволить и принять нового сотрудника, с нужным образованием?

Уволить уже работающего сотрудника из-за того, что у него нет нужного образования, вы не имеете права – ст. 76 Трудового кодекса РФ такого основания не предусматривает.

Отсутствие у работника подтверждающих квалификацию документов само по себе основанием для увольнения по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ не является (определение Свердловского областного суда от 27.01.2017 N 33-1634/2017). Т.е. по инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ). С учетом этих правил  уволить механика по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ можно только при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации будет подтверждено результатами аттестации, проведенной в установленном порядке.

А иначе можно только договориться с ним о расторжении договора, согласовав условия, выплаты и подписав соглашение о расторжении трудового договора (так называемое «соглашение сторон»).

Что в таком случае делать с контролерами в организации?

Мы видим 3 варианта решения проблемы:

Вариант 1: можно перевести кого-то из тех, кто сейчас выпускает транспорт на линию, на другую работу в вашей компании, в порядке ст. 72.1 Трудового кодекса РФ. Раз при этом изменяются условия трудового договора – то необходимо согласие сотрудника, приказ о переводе и дополнительное соглашение к трудовому договору.

На освободившееся место принимаете работника с образованием не ниже среднего профессионального – либо сразу с дипломом контролера, либо без него, но тогда направляете этого сотрудника на переподготовку.

Такую переподготовку сотрудник может пройти в нашем учебном центре – без отрыва от производства и в максимально сжатые сроки: Обучение контролеров технического состояния автотранспортных средств.

Вариант 2: возложить обязанность по контролю технического состояния автотранспортных средств на другого сотрудника в порядке совмещения (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ). Это может быть, например, водитель. Но тут нужно учесть также:

–  на это надо взять письменное согласие самого сотрудника,

–  он должен иметь диплом контролера. Либо, опять же, отправляем его на обучение.

Вариант 3: для проведения техконтроля транспортных средств обратиться к сторонней организации и заключить с ней соответствующий договор на оказание услуг или привлечь для этих целей индивидуального предпринимателя. При этом заблаговременно нужно проверить, соответствует ли специалист этой организации требованиям, предъявляемым к контролеру.

Поскольку работники сторонней организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям.

Может быть, проще один раз заплатить штраф?

Если техконтроль не проводится либо проводится не квалифицированным контролером, то это обойдется организации-автовладельцу весьма недешево. Штраф для должностных лиц составляет 20 тысяч рублей; а для юридических лиц — 100 тысяч рублей.

При этом штрафовать по 100 тысяч рублей могут много раз и за каждый выявленный случай (по каждому работнику) – до того момента, пока в компании не появится контролер.

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.

Поделитесь с друзьями в соцсетях / мессенждерах

комментариев 6

  1. Здравствуйте, у меня деплом, средния профеисиональный, по специальности, мастер сельскохозяйственного производства, с пресвоением должности, водитель категорий С, слесорь ремонтник 3 разряда и тракторист машинист, могу я отучиться на контроллера по автотранспорта, или надо преподготовка?

    • Отучиться на контролера – это и есть переподготовка. Отучиться точно можете.
      Можно ли работать контролером без переподготовки – скорее всего, нет. Но для точного ответа надо увидеть Ваш диплом.

  2. Добрый вечер ! У нас есть водитель. У него есть диплом “Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей, где он окончил курс названного лицея с получением среднего(полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии “Автомеханик” с присвоением квалификации Слесарь по ремонту автомобилей(4 разряд). Может он занимать должность Контролера, если пройдет переподготовку на контролера, или может ему не нужна переподготовка? Так же вопрос по стажу?

    • Добрый день! Рассматривая Ваш комментарий и не видя пока документа образовании, можно сделать вывод, что образование Вашего кандидата на должность механика входит в группу профессий 23.01.03, следовательно согласно приказа Минтранса №282 от 31.07.2020 нужен стаж в области контроля тех состояния 3 года. По желанию, также можно повысить квалификацию по специальности контролер (но это не обязательно в Вашем случае). Можем рассмотреть Ваш диплом детальнее. направьте его скан или фото нам на почту или в Вотапп по номеру 8 950 485 6161

  3. Здравствуйте! Имеется диплом бакалавра по специальности Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Могу ли я работать контролером или необходима повышение квалификации?

    • Здравствуйте! Ваше образование является профильным, входит в укрупненную группу 23.00.00. Диплом о профпереподготовке Вам точно не нужен, а вот повышение квалификации – по желанию, без него работать контролером также можете

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *